Время фотографии

вот и пришло оно, это время!

Как стать фото моделью. Модельные агентства, практика


В России фотобизнеса нет. Любой подросток легко назовёт с десяток фамилий модных исполнителей, но вряд ли вспомнит по имени хоть одного фотографа. Если этот подросток девушка, то она, возможно, сможет назвать нескольких моделей, но все эти модели будут не нашими, иностранными. Потому что, коль скоро фотобизнеса нет, то и модельного бизнеса тоже нет. Тому есть простое объяснение: песню или музыкальный клип можно ограничить с двух сторон рекламой, а с фотографией этого не сделаешь. Есть, конечно, рекламная фотография, но для модели, даже если ей находится место на кадре, это, скорее, не работа, а халтура - обнять товар и улыбнуться пошире. И никому нет дела ни до фотографа, ни до модели, как нет дела до тех, кто начитывает натужно-энергичными голосами рекламный текст между песнями по радио. Ну, кроме, разве что, заказчика, который и является основным потребителем своей рекламы.

Доходит до того, что довольно приличные, хотя и не самые приличные, газеты и журналы не стесняются иллюстрировать свои издания картинками, скачанными из интернета. Оно дёшево, а авторское право... Что ж, судитесь, если хотите.

Я когда-то рискнул предложить в один наш известный журнал, посвящённый фотографии, работы маститого зарубежного фотографа, делающего поразительно красивую, воздушную и нежную эротику. Редактор долго мне объяснял, что тираж печатают где-то далеко, что сложно иметь дело с обнажёнкой... В следующем же их номере я обнаружил фотографии каких-то ужасных голых тёток. Позже мне объяснили, что журнал этот делается "своими", печатают там "своих", а чужие, пусть они будут хоть трижды заслуженные, никому не нужны.

Есть исключение: эротика. Да, несколько крупных и глянцевых эротических журналов заказывают собственные съёмки, но, во-первых, журнал издаётся раз в месяц, и много моделей им не требуется, во-вторых, они по большей части делают это по бартеру, то есть в обмен на рекламу модельного агентства, услугами которого они воспользовались, и, в-третьих, эротика эта даже не второго, а третьего сорта, если не ниже. Дико лыбящаяся тётя, призвыно сующая в кадр голые телеса... Впрочем, издателям виднее, чем заманить массового потребителя.

Есть ещё фотовыставки, но это уже совсем камерное явление. Вы можете прийти на такую выставку и увидеть там нескольких зрителей, для которых, собственно, всё и сделано.

И даже первая (и пока единственная в России) выставка классика мировой фотографии Дэвида Хэмилтона не привлекла никакого внимания. Разве только умеренно образованный журналист по шестому каналу телевидения в поисках сенсации назвал его работы детской порнографией (там и вправду было несколько кадров с весьма юными моделями).

Собственно, это я к тому, что фотобизнеса в России нет. Где-то я преувеличил, где-то сгустил краски, но в общем и целом ситуация примерно такова, как я сказал.

Но вот что интересно, фотобизнеса нет, модельного бизнеса тоже нет, а модельных агентств - хоть пруд пруди. В базе каждого агентства по нескольку тысяч моделей, и куда же они девают всю эту прорву?

В начале моей работы я пытался общаться с модельными агентствами. Мой друг, замечательный фотограф из Германии, попросил меня подыскать ему несколько моделей к его приезду. Я пришёл в одно агентство, назначили день для кастинга, два часа меня и толпу моделей мурыжили в коридоре, потому что что-то у них там не сорганизовалось, потом я пропустил, сколько успел, претенденток, назначили другой день для продолжения, я прихожу - пусто. А где менеджер? А у неё какое-то мероприятие, она занята. А я, стало быть, бездельник. Ну ладно, с кем не бывает, хотя в таких случаях принято сообщать заранее. Через пару дней я позвонил, хотя опять-таки, в таких случаях должен звонить провинившийся, назначили другой день... Прихожу - пусто. А где менеджер? А она поехала на конкурс, у неё там, понимаете, важное дело... А я, стало быть, неважное. Я решил, что связывать не привыкшего к русскому разгильдяйству человека с таким агентством не стоит, плюнул, и пошёл себе.

Ещё один интересный момент: если вы позвоните в модельное агентство, и скажете, что вам, как фотографу, нужны модели, то вас не спросят, как вас зовут, вас спросят, сколько вы платите. Назовите, допустим, 30 долларов (на момент написания книги московские расценки - 20-80 долларов за съёмочный день). Вам мгновенно ответят: "Ну что вы, наши модели минимум по сто!". Подумайте денёк, позвоните снова туда же. Вам снова зададут тот же вопрос, ответьте на этот раз "Сто долларов!". "Ну что вы, - услышите вы, - наши модели минимум по триста!".

В одном из агентств (а я, прежде чем понять, что к чему, обзвонил и обежал все, какие нашёл) я решил согласиться на предложенную цену. Не помню уж, триста там было или пятьсот. К кастингу, который был устроен для кого-то, я не успел, точнее, успел, но меня заказчик кастинга погнал, что, мол, мешаю работать (и правильно погнал, согласен), а модельное агентство так и не собралось устроить для меня другой, несмотря на моё двукратное напоминание.

Насколько я узнал от коллег, пользующихся услугами модельных агентств, агентства работают только с теми, кто может дать им рекламу. Деньги их практически не интересуют.

Почему бы?

Проведите эксперимент: смойте всю косметику нарисуйте на лбу прыщики, наденьте самое уродливое, что найдёте в гардеробе, намажьте волосы салом, ссутультесь, и, прихрамывая, идите в модельное агентство.

Независимо от того, как вы выглядите, вам непременно ответят: "О, у вас замечательная фактура, как раз на ваш тип очень много заказов. Но над вами надо работать. Непременно надо окончить наши курсы и получить диплом. Без этих курсов, а в особенности без нашего диплома (международного образца!), вам карьеру не сделать. У нас очень широкие связи, мы работаем с заграницей, с видными модельерами и фотографами, с известными журналами, так что вам обязательно... Стоит это всего 300 (500, 700, где у кого сколько наглости) долларов. Это небольшие деньги за то, что предлагаем только мы".

Поплачьте и понойте, что денег у вас нет, а в модели очень хочется. Если вы будете плакать достаточно убедительно, то через какое-то время вам снисходительно скажут, что, так уж и быть, школу можно пройти позже, а во портфолио надо сделать именно сейчас. Без портфолио никак. Это, можно сказать, лицо модели. И всего-то долларов двести-триста (опять же где как). Если же и на это раз вы поднимете вой, то есть шанс, что денег на портфолио с вас требовать перестанут, но зато объяснят, что на худой конец пятьдесят баксов за "внесение в базу данных агентства" вы заплатить должны. База данных это список моделей с фамилиями и телефонами. Тут важно ни за что не соглашаться, потому что убеждать тамошние менеджеры умеют. Они этим занимаются по восемь часов в день пять дней в неделю, это их основная работа. Сопротивляться трудно. Правда трудно.

Интересно, что если в агентство придёт состоявшаяся модель с опытом и портфолио (был такой эксперимент, я выиграл бутылку коньяка), то нарвётся на в точности такой же разговор. Опыт ещё ни о чем не говорит, должна быть подготовка, должно быть обучение, а обучение нужного качества даём только мы, мы не можем предлагать заказчику модель, за которую не можем поручиться, портфолио у вас никуда не годится, требуется именно НАШЕ (гордо так), хорошее портфолио... И если эта модель откажется "делицца", то, как бы ни была она хороша, никого она не заинтересует.

Но, допустим, допустим, девушка, неважно какой красоты, согласилась заплатить за всё, что у неё попросили. Что же с ней будет дальше? Ну, во-первых, агентство честно выполнит свои обязательства. Курс обучения девушка пройдёт. Обучение будет состоять главным образом из дефиле. Я и по сей день не знаю, зачем фотомодели дефиле, но зато этот курс можно повторять сколько угодно раз с некоторыми вариациями (дефиле у вас, девушка, немодное, придётся учиться). Затем будет несколько академических часов артистической подготовки (чему, скажите на милость, можно научить за несколько часов?), еще немножко про макияж... И, девушка, вы модель, получите диплом. Красивая такая бумажка. Кстати, эта бумажка вызовет лишь брезгливость в любом другом агентстве, где вам предложат начать всё с начала. И обучение, и портфолио...

Ценность же обучения в агентстве равна нулю. Скажу больше, она отрицательна. Знакомые мне фотографы предпочитают моделей, неиспорченных агентскими курсами, потому что в агентствах, похоже, мало того, что плохо себе представляют, чем фотомодель отличается от фэшн-модели, и основное внимание сосредоточивают на дефиле, так и портят модель неуместными рекомендациями. Если модель серьёзно отнеслась к обучению, то от съёмки убивается минут двадцать-тридцать прежде, чем девушка перепробует все гримаски и неестественные позы, которым она обучилась на курсах. Некоторые фотографы вообще первые кадры отщёлкивают на пустую кассету, чтобы не портить плёнку.

Портфолио. Вообще-то это полезная вещь и я о ней ещё скажу, но в модельном агентстве изготовлением портфолио занимается замученный фотограф средней руки, фотографирующий по десятку девушек за день, так что ждать от него чудес не стоит. Да и получает он в месяц долларов 300-500, что при такой нагрузке не особенно способствует старанию.

Маленькое отступление. Несколько лет назад мне позвонил владелец одного зарубежного агентства по охране авторских прав визуальных искусств, и сказал, что знаменитый фотограф срочно ищет двух моделей, потому что те, что ему нашли, ему не подходят. Я, натурально, по глупости, бросился звонить в агентства. Всё-таки контракт 10 000 долларов, работа 10 дней в Сан-Тропе, кастинг в Париже за счёт заказчика... Уж на это-то они должны клюнуть, думал я. Ничуть не бывало. Они даже не отзванивали. Удалось организовать два кастинга - один с помощью знакомого модельного менеджера, а второй самостоятельно, из собственных моделей. Так вот, когда мы ехали с кастинга, мне был задан вопрос: "А зачем это все девушки подсовывают мне альбомчики с совершенно отвратительными фотографиями?" Мне пришлось объяснять, что девушки платили за эти альбомчики большие деньги, и им кажется, что их ценность соответствует затраченным средствам. Я уже не говорю о том, что бедный (богатый) иностранец и не слышал о том, что бывает такая вещь, как диплом модели, и что такой диплом может дать какое-то преимущество на кастинге.

Так вот, возвращаясь к теме. Ну, допустим, модельное агентство нашло бы модель для работы на средиземноморском курорте. По международным нормам они могли бы отъесть от контрактной суммы 20%, 2 000 долларов. Но всего лишь две-три дурочки, пришедшие в агентство по телевизионной рекламе принесут столько же, и не надо будет возиться с контрактами, визами, забугорными языками...

Надеюсь, теперь понятно, почему российские модельные агентства так мало заинтересованы в заказчиках. Не принесёт заказчик столько денег, сколько приносят модельки. Только одно исключение они делают: для тех, кто может дать рекламу. Телевидение, пресса, особенно читаемая юными барышнями, показы мод, фотографии с которых могут в этой прессе оказаться. Причём, поскольку в данном случае всё делается по бартеру, девушкам никаких денег не достаётся. Да и зачем? Даже если кто-то откажется или обидится, так их вон ещё сколько копытом бьют за порогом...

Большая часть моделей, с которыми я работал, успела побывать в одном или нескольких модельных агентствах. Не нашлось ни одной, кто был бы своим агентством доволен. Сотрудничество ограничивается примерно двумя звонками в год с приглашением на какие-то "совершенно безмазовые" кастинги. Вложения в модельное агентство не окупаются никогда.

При этом мне не встретилось ни одно модельное агентство, которое не было "самым лучшим" и "единственным серьёзным" в стране.

Когда я это писал, я подумал, что, быть может, мне просто не повезло, а модельные агентства работают себе и работают... Я открыл два обсуждения модельных агентств на одном из форумов в интернете, на одном из крупнейших, если не крупнейшем сайте, посвященном работе фотографов, с просьбой написать о положительных опытах сотрудничества фотографов с модельными агентствами, чтобы справедливости ради, привести эти опыты здесь. Ни одного благоприятного отзыва не случилось. Так что вышенаписанное - не только моё мнение, с которым легко спорить, но и мнение сотен российских фотографов.

Иногда моделям удаётся получить какую-то левую работу через менеджеров агентств в частном порядке. И в этом случае им частенько не платят. А зачем? Эта обидится, других полно. А жаловаться не след, сама виновата, хотела мимо агентства поработать.

Впрочем, видел я мельком несколько моделей, которые работают вполне систематически. Как им это удаётся - не знаю, не успел спросить. Ничего сверхпритягательного в их внешности я не увидел. Одна из них, впрочем, жаловалась, что заработала гастрит, так как весь день напролёт мотается по всем модельным агентствам подряд, чтобы успеть побывать на всех кастингах, неважно, по профилю или нет. Не знаю, может быть, это и оправдывается.

Ну и, напоследок надо сказать, что одно честное модельное агентство я всё-таки нашёл. Оно небольшое. Именно потому, что слишком честное. И девушек не обманывает, и к заказчикам относится внимательно... Я с ними дружу, и при необходимости пользуюсь их услугами, хотя, конечно, выбор у них не столь широк как у тех агентств, которые выбора не предлагают.

| комментария 2

 

2 комментария

  1. Спасибо.Для новичка – исчерпывающе. Но…совершенно не понятно, как же тогда действовать, чтобы получить работу модели?..

  2. Ну не все так страшно, как кажется. :) Просто прежде чем отдать деньги в агентство, надо выяснить поподробнее, а чем оно занимается. На самом деле. Ну и есть вариант, самой искать фотографов, есть ещё и фешен модели, там правда тоже жесткая конкуренция.
    Могут и кнопки подсыпать в туфли перед выходом на публику. Реальный случай. А деваться некуда, смена наряда всего несколько секунд, из за кулис это всё достаточно забавно выглядит. :)
    Заходит модель с подиума, вся такая из себя расфуфыренная, шаг, и она уже бегущая со всех ног к другой стороне, где её поджидает костюмер, несколько мгновений, и вуаля, она опять выходит на публику уверенная в себе, как будто и не было этой суеты и беготни.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.