Рассмотрим несколько правил, распространяющихся на все модельные позы.
Джон Уиндем в книге "Отклонение от нормы" приводил цитату из конституции придуманного им общества: "У человека должно быть две руки, каждая рука должна кончаться кистью, на кисти должно быть пять пальцев, и каждый палец должен оканчиваться ногтем".
В общем, это относится к правилам позирования. Если вы сожмёте руку в кулак, и этот кулак окажется где-нибудь в полутени, или будет смазан движением, то на фотографии это будет выглядеть как культя. То же самое случится, если вы согнёте кисть ближней к камере руки. пальцы будут загорожены предплечьем, и получится опять же культя. то есть категорически не следует сжимать пальцы, если только это не требуется сюжетом съёмки или инструкциями фотографа. Если вы положили руку на бедро и при этом один или два пальца оказались согнутыми более остальных, упёршись ногтями в тело, то эти пальцы могут оказаться на кадре "отрезанными". Следите за тем, чтобы все пять ногтей были видны камере. Это иногда непросто, удобное, физиологическое положение кисти руки - с полусогнутыми пальцами, напряжённо выпрямленные пальцы могут выглядеть неестественно, немотивированно. Потренируйтесь перед зеркалом в том, чтобы не прятать пальцы и не выставлять их неестественным образом. Несколько сложнее следить, чтобы один из пальцев не оказался загороженным другими, но это тоже важно, иначе рука на фотографии может оказаться, например, трёхпалой. И, конечно, непременно следует следить за тем, чтобы пальцы не оказывались загорожены одеждой.
Можно, конечно, возразить, что фотографу это лучше видно, и он скажет, если что-то будет не то. Поверьте, фотографу тоже есть чем заняться, его работа отнюдь не проще вашей, и он вполне может что-то пропустить мимо внимания вместе с вами, что очень легко при свободном позировании, когда несколько кадров могут быть сделаны подряд, в движении, или когда фотограф ловит момент и у него просто нет времени контролировать все детали сюжета. Да,
Точно такая же неприятность случается с вашим предплечьем, если оно оказывается загорожено плечом или одеждой, или если оно просто расположено в направлении от камеры. Аналогичная ситуация может случиться и с голенью, если, к примеру, вы сидите, подобрав под себя одну ногу. Это не значит, что ваши конечности всё время должны быть судорожно выпрямлены, но наличие у вас всех частей тела должно быть на кадре очевидным.
Позирование стоя
Если вы стоите лицом к фотографу, и он берёт вас, что называется "в рост", то обычно такие кадры делаются несколько снизу. Во многих студиях специально для этого оборудован подиум, если же его нет, то фотограф может сидеть на корточках или на полу, а то и валяться.
Причина этого проста: те части тела, которые при съёмке находятся ближе к объективу, выглядят крупнее. Чем дальше модель, тем, конечно, этот эффект меньше заметен, но просторной студией могут похвастаться далеко не все фотографы.
Если фотограф стоит от вас в в полутора метрах, и фотографирует вас с высоты роста, то ваши ноги находятся от объектива почти в полтора раза дальше и находятся к нему под углом в 45 градусов. На кадре получится этакий "головастик". Если фотографировать с бедра, то получится "пузанчик", хотя и менее выраженный, потому что разброс в расстояниях будет меньше. А если кадр будет сделан с колена, то ноги у вас будут почти без преувеличения "от ушей". Конечно, никто не фотографирует моделей в рост с такого короткого расстояния, но даже с пяти метров разница всё равно заметна. Кстати, моделей мужского пола по той же причине фотографируют с уровня груди.
Если вам случилось пройти обучение в модельном агентстве, то вам, наверное, знакома следующая поза: вы стоите, выставив одну ногу вперёд, как будто делаете шаг, наклонившись и опершись на неё ладонью. Вторая рука лежит у вас на бедре. Смотрите вы при этом прямо вперёд.
На мой взгляд, это самая отвратительная поза, которую можно придумать для фотографии. Прежде всего, ноги при этом выглядят короткими, так как одна направлена к камере, вторая - от неё. Далее, выставленная вперёд нога выглядит тонкой, в силу характерного распределения мышц. Бедро на этой стороне отсутствует (убедитесь сами). А с другой стороны, где оно как раз выставлено, оно загорожено лежащей на бедре рукой. Колено на этой ноге зрительно торчит, потому что нижняя часть коленной чашечки находится в глубокой тени. Грудь направлена вниз, и потому, даже если она невелика, выглядит висящей. Ну и плюс ко всему, из-за фокусов с перспективой, о которых я только что говорил, на переднем плане оказывается крупная, не по росту, голова, при этом бёдра вполне могут оказаться не в фокусе...
Если вы стоите перед камерой прямо, а фотограф, работая "в рост" стоит перед вами в отдалении на одном колене (романтично, не правда ли?), то у вас может появиться несознаваемое желание наклониться к нему. Этого не стоит делать, потому что при этом спереди могут появиться складки на одежде или на коже, если это "ню", кроме того, грудь в ракурсе несколько снизу тоже выглядит выгоднее, выше. Если непременно требуется, чтобы лицо было точно анфас (а это полезно, например, если у модели вздёрнутый нос), то можно слегка наклонить голову. Однако и это может быть лишним, если есть склонность к второму подбородку. Обычно достаточно просто смотреть в камеру лишь глазами.
В этом положении будет правильным развести носки несколько врозь, чтобы обозначить ступни (или туфли). Если носки смотрят точно на объектив, то в кадре они выглядят этакими "копытцами".
Если руки висят свободно, то они при этом несколько загораживают бёдра спереди, что, как правило, не есть хорошо. Вы можете слегка развести их в стороны, выпрямив спину, или заложить за спину, если фотограф не против. Стандартное положение рук в позе "прямо перед камерой" - руки на поясе. Заметьте, что обычно ладони при этом автоматически ложатся на бёдра, а это зрительно укорачивает ноги. Правильнее положить ладони на талию или даже чуть выше, даже если это вам покажется непривычным. Смотря по вашей фигуре и одежде, локти будет правильно развести в стороны или отвести назад, попробуйте перед зеркалом, как вам лучше.
Вообще, конечно, у рук может быть гораздо больше уместных положений, но именно эта поза предлагает не слишком большое разнообразие. Часто девушка, не зная, куда деть руки, поправляет волосы. Не стоит этого делать слишком часто, так как, во-первых, на языке тела это жест растерянности и смущения, а во-вторых, слишком большое количество кадров, на которых девушка поправляет волосы, никому не нужно.
Если вы стоите именно прямо, то помните, что если форма ног у вас неидеальна, если у вас не сходятся олени или щиколотки, то лучше несколько расставить ноги, или поставить одну ногу перед другой.
Если же поза такова, что вы опираетесь на одну ногу, то очень важно, чтобы верхняя часть тела была при этом в тонусе, иначе поза будет выглядеть усталой.
При позировании стоя в профиль, нужно обратить специальное внимание на невидимую, дальнюю от камеры руку. Если она не поднята или не участвует в сюжете каким либо иным образом, то её следует прижать к телу с тем, чтобы она не высовывалась в кадр из-за контура тела, ни локтем сзади, ни кистью спереди. Если первое ещё может быть иногда допустимо, то второе выглядит просто неприлично.
Если у вас полусогнута дальняя от камеры нога, то её при этом стоит ставить на носок либо на уровне носка второй ноги, либо существенно отставлять назад, в промежуточном положении получается, что из-за контура ближней к камере ноги торчит отдельно от всего остального пятка.
Ближнюю к камере руку не стоит сгибать локтем в сторону камеры, при этом рука зрительно сокращается в длине и есть риск спрятать какую-то её часть, о чём я писал раньше. Вообще в этом положении для ближней к камере руки не очень много свободы, если нет действия. Одно из стандартных положений - ладонью на талии с отведённым назад локтем.
У большинства моделей в профиль ягодицы приобретают более выразительную форму, если ноги при этом расставлены, однако при этом камера должна быть либо достаточно далеко, либо достаточно низко, иначе дальняя нога становится зрительно непропорционально короткой.
Лёгкий поворот плеч к камере или от неё подчёркивает талию, если ягодицы достаточно выражены, за счёт контраста с плечами.
Ракурс в три четверти - один из самых удобных, он выгоден для моделей с тонкими ногами, так как дальнее бедро в этом ракурсе имеет наибольшее сечение, и выгоден для моделей с полными ногами, так как ближнее бедро в этом ракурсе имеет наименьшее сечение.
При этом лёгкий поворот плеч от камеры располагает талию в профиль, что зрительно её утоньшает.
Ракурс три четверти сзади, или пять четвертей невыгоден для моделей с полными бёдрами, так как сечение бедра ближней ноги в этом случае максимально.
В этом ракурсе, как и во всех ракурсах сзади, чаще всего случаются ошибки, когда при согнутых руках предплечье прячется, и кажется, что рука кончается локтем. Не следует опираться на дальнюю ногу, так как линия бедра при этом образует угол. При повороте головы к камере следует следить за тем, как подбородок режется плечом. Нужно помнить, что сутулая поза в этом ракурсе маскирует ягодицы.
В ракурсе спиной к камере следует помнить о том, как расположены руки, и как они смотрятся со стороны фотографа. Голову при этом наклонять не следует, так как может получиться тело совсем без головы или с этаким бугром вместо неё. Если руки в этом ракурсе поднять или плечи с руками привести вперёд, то спина зрительно становится шире, если отвести назад, то спина зрительно становится уже. Сведённые колени, или заведённые одно за другое, подчёркивают линию талии и бёдер.
При повороте тела следует помнить, что может образоваться ненужная складка вдоль широчайшей мышцы спины с той стороны, в которую модель поворачивается, и ее надо будет либо заслонить, либо не поворачиваться так сильно.
При небольших наклонах лучше держать спину прямой, а плечи разведёнными, дабы грудь не висела. Полезно помнить, что правильный наклон совершается в первую очередь в тазобедренном суставе, а поясничную часть позвоночника лучше держать не только прямой, но и несколько прогнутой. Это не очень просто с непривычки, поэтому лучше заранее потренироваться перед зеркалом.
Рука, особенно вытянутая в сторону, кажется тоньше в плече, если локоть направлен к камере или от камеры, а предплечье при этом кажется наоборот, шире. И наоборот, если локоть направлен перпендикулярно линии съёмки, плечо кажется шире, а предплечье уже.
Позирование сидя
В положении сидя в любом ракурсе, если фотограф не просит обратного, необходимо держать спину прямой, так как в обратном случае на животе образуются складки и грудь опускается на живот.
Довольно часто встречается неправильное строение позвоночника, при котором согнутая спина имеет дополнительную, неправильную выпуклость ниже нормального кифозного изгиба. В этом случае нужно обратить особое внимание на выпрямленность спины и развитие длинных мышц спины.
Даже позирование с согнутой спиной предпочтительнее с выпрямленной нижней половиной позвоночника.
Довольно часто в положении сидя или полусидя модель опирается на руку. Обычно встречаются три серьёзные ошибки. Во-первых, у женщин упор на руку сопровождается прогибом локтевого сустава "в обратную сторону", так называемая "супинация по женскому типу". Это не нужно. Отработайте с зеркалом и запомните положение, при котором рука выглядит прямой или чуть согнутой. Это не так удобно, зато гораздо лучше смотрится. Вторая ошибка это "повисание" плечевого сустава на руке. При этом трицепс образует некрасивое утолщение. Ключица должна быть поднята, а плечо не должно быть прижато к телу, чтобы этого избежать. И третье, опираться следует либо на ладонь, либо на кончики пальцев. Промежуточное положение, когда рука опирается на пальцы, а ладонь поднята, выглядит некрасиво.
Если модель сидит на стуле, то бедро расплющивается о сиденье. Если фотограф не требует обратного, то лёгкое напряжение мышц бедра позволит избежать этого.
2 октября 2009 | Нет комментариев