Гибкость
Гибкость тела, которой, к сожалению, многие девушки не уделяют должного внимания, иногда бывает исключительно важна на съёмках, так как для того, чтобы получить естественный кадр, зачастую приходится принимать неестественные позы. Так же важна координация движений, потому что иногда требуется одновременно следить за несколькими частями тела, чтобы они были или не были в определённом положении.
Очень неудобно, когда просишь модель одновременно, к примеру, отвести определённым образом руку, отставить ногу и поднять подбородок. Она жалуется, что ей неудобно, и это напряжение отражается на всей позе и даже на лице. Плюс при этом каждые несколько секунд приходится позу корректировать, потому что голова опускается, рука тоже, а нога ставится не туда. Поэтому очень удобными моделями оказываются балерины и танцовщицы, обладающие воспитанной культурой тела, уверенно пользующиеся всем разнообразием его возможностей и при этом гладкой, правильно распределённой мускулатурой и опытом и умением "демонстрировать себя". Я боюсь, что для того, чтобы описать все возможные упражнения на гибкость и координацию, мне не хватит ни объема книги, ни знаний. Поэтому в этих вопросах я отсылаю вас к специалистам - хореографам, тренерам, специалистам по гимнастике и аэробике.
Позирование
Тело человека практически так же выразительно, как и лицо, если не более. Все мы видели актёров-мимов с лицами, скрытыми масками, изображающих при этом самые разнообразные человеческие чувства в различных оттенках.
У фотомодели роль несколько сложнее - она не может воспользоваться движением, динамикой, в её распоряжении только статичная поза. Собственно говоря, это не вполне так, но об этом позже.
Поэтому способность владеть своим телом, умея выражать им чувства, очень и очень важна, особенно для моделей, работающих в жанре "ню", то есть без одежды, которая может скрыть и замаскировать ошибки и неточности.
Дополнительная сложность заключается ещё и в том, что модели приходится учитывать ограничения фотографической техники, и спектр выразительных средств, доступных для работы, ещё более сужается, причём в каждом отдельном случае разным образом.
Так, от количества света зависят значения выдержки и диафрагмы, которые по-разному ограничивают свободу модели в самовыражении.
Выдержка - это время, в течение которого затвор фотоаппарата остаётся открытым, и именно этот период времени запечатлевается на кадре. Если выдержка короткая, 1/250 - 1/500 секунды, то фотограф может запечатлеть модель в прыжке, и при этом результат будет выглядеть вполне чётко, как будто модель зависла в воздухе. Это требует яркого солнечного света или импульсного освещения (вспышек). При выдержке 1/60 этот же сюжет окажется смазан, так как за время открытия затвора изображение несколько сместится. При выдержках порядка 1/15 - 1/30 модели перед срабатыванием затвора следует замирать, так как даже медленные движения успевают запечатлеться, а при выдержках порядка одной секунды или длиннее (они требуются, например, при использовании в качестве освещения одной лампочки или свечки) модели приходится задерживать дыхание и ни в коем случае не переводить взгляд с предмета на предмет, так как зрачки при этом на кадре оказываются размазанными по всему глазу. Иногда фотограф сознательно выставляет параметры съёмки таким образом, чтобы допустить некоторую смазанность, оставляющую впечатление движения, динамики сюжета. Непредусмотренная, нежелательная смазанность кадра, происходящая от движения модели или колебания камеры, называется у фотографов "шевелёнка".
Диафрагма - "относительное отверстие объектива" - это, грубо говоря, то, насколько открыт зрачок фотоаппарата, что, как и выдержка, дозирует попадающий на плёнку свет. Более открытая диафрагма позволяет сократить выдержку, но одноврменно, в силу законов оптики, уменьшает глубину резкости. Глубина резкости, в свою очередь, это дистанция, на которой объекты остаются в фокусе. Скажем, портрет при открытой диафрагме оставит вне фокуса фон, особенно если съёмка происходит на отрытом воздухе, что полезно, если фотограф хочет всё внимание зрителя сосредоточить именно на лице, а тот же портрет при более закрытой диафрагме оставит фон в относительно резком виде, что важно, если фон значим для композиции. С увеличением расстояния от объектива увеличивается и глубина резкости, поэтому фотографы часто предпочитают отходить от модели подальше, особенно если сюжет занимает некоторый объём в глубину.
Импульсный свет (вспышки) освобождает свою энергию почти мгновенно, при открытии затвора, поэтому в этом случае недостатка освещения нет, и фотограф может выставлять почти любую диафрагму смотря по необходимости. Это удобно, и многие фотографы пользуются именно таким светом. При этом, однако, нельзя сделать "смазанность", даже если это нужно, и невозможно использовать слабые дополнительные источники света. Дмитрий Воздвиженский говорит "Успех там, где малые световые потоки", поэтому многие же фотографы жертвуют свободой управления выдержкой и диафрагмой, пользуясь различными источниками постоянного света, "заливным светом", в число которых может входить и свет из окна, и свеча, и настольная лампа, и, конечно, специальные осветители с гарантированной цветовой температурой. При этом, как правило, значения диафрагмы меньше, и глубина резкости, соответственно, тоже меньше.
Для модели это означает, что ей лучше располагаться главным образом в плоскости, перпендикулярной направлению съёмки. Руки, вытянутые к камере, могут оказаться не в фокусе. Иногда это может входить в планы фотографа, но, если съёмка идёт в "свободном позировании", модели имеет смысл учитывать эту особенность освещения.
При постановочной съёмка вам, конечно, не нужно самой следить за позой, она остаётся на ответственности фотографа, но, поскольку фотограф обычно даёт указания от камеры, будет хорошо, если вы не будете совершать обычных ошибок, требующих дополнительных подробных указаний.
Во-первых, между тем моментом, когда вы приняли позу, удовлетворившую эстетический вкус фотографа и моментом "щелчка" проходит какое-то время, иногда длительное - требуется поправить свет, настроить аппаратуру, выбрать поточнее ракурс, иногда фотограф делает несколько дублей с разными параметрами или при помощи нескольких камер, скажем на цветную плёнку, чёрно-белую, слайд или цифру. Всё это время требуется стоять в точности в той же самой позе.
На практике, однако, у неопытной модели за это время происходит некоторое "оседание" позы. Какие-то мышцы ус ают, каки -т расслабляются с целью принять более устойчивое положение, и через минуту вместо интересной, энергичной, полной настроения и динамики позы, мы можем иметь в своём распоряжении нечто вялое, безразличное, не стоящее потраченной плёнки. При формально том же положении тела, заметьте.
Поза должна держаться до мелочей, до неустойчивого подъёма стопы, небольшого неудобного поворота шеи или случайного, казалось бы, подъёма плеча. В спонтанно принятой позе масса мелких деталей, масса мелких напряжений мелких мышц, которые, в совокупности, и создают нужное настроение. Если вы поймёте, какое чувство поза должна выражать, то это может помочь сделать хороший кадр. Впрочем, не всякий кадр содержит чувство, выражаемое именно моделью, фотограф может создавать настроение светом, ракурсом, композицией, так что иногда просто имеет смысл точно выполнять указания фотографа и не заморачиваться творчеством. Не могу сказать определённо, как выяснить, что именно хочет сделать фотограф, это, скорее, вопрос взаимопонимания между фотографом и моделью, которое устанавливается постепенно, но в общем случае если фотографируется какой-то фрагмент тела, то участие настроения модели меньше.
Если вы в состоянии запомнить в точности положение и настроение позы, то на время, пока фотограф возится со своей аппаратурой, вы можете "сбросить" лишнее напряжение мышц, чтобы вернуть его непосредственно перед моментом съёмки. Это иногда даже лучше, потому что нетренированная, неопытная модель из-за постоянного напряжения непривычных к этому мышц и непривычного "телесного" внимания за несколько часов съёмочного дня (обычно 3-5) изматывается полностью.
Свободное позирование, когда модель самостоятельно двигается, принимает разные позы, а фотограф только иногда просит что-то изменить или замереть, со стороны может показаться более простым, а на самом деле гораздо сложнее.
Как я уже сказал, съёмка занимает несколько часов, и практически все эти несколько часов модели приходится принимать РАЗНЫЕ позы. Именно разные. Различные. Вы можете придумать достаточно различных поз, чтобы заполнить эти несколько часов движения? Я уже не говорю о том, что это может быть просто физически тяжело. При этом модели придётся одновременно выглядеть естественной и непринуждённой, разнообразить также и настроение кадра, используя свои артистические способности. Нужно также во время позирования учитывать ограничения по динамике и пространственному размещению, о которых я говорил чуть раньше, и добавить к этому ограничения по собственно позам, о которых я скажу позже. Плюс к этому бьющие в глаза вспышки, после которых некоторое время ничего не видно, или жаркий заливной свет (иногда несколько киловатт, напомню, что комнатный обогреватель - 1 киловатт). Заниматься творчеством после нескольких часов физической работы в таких условиях вовсе не просто.
Фотографы, правда, учитывают это, и, если в начале съёмки делаются кадры с активным движением, то конец съёмки отдается на сидячие или лежачие композиции.
Кстати, по возможности не перемежайте позирование стоя и сидя или лёжа, так как эти кадры традиционно берутся с несколько разных ракурсов и обычно требует разного, вертикального или горизонтального кадра. Если вы будете то вставать, то садиться, вы усложните этим работу фотографа.
Есть два сильно различающихся типа фотографов: одни предпочитают, чтобы модель всё время "работала на камеру", смотрела в объектив, другие наоборот, требуют, чтобы модель в камеру не пялилась. Второе сложнее, так как смотреть надо на что-то, а в студии обычно взгляду зацепиться не на что. Вопрос можно решить, если в студии находится кто-то, кто отвлечёт внимание от фотографа на себя, поэтому некоторые фотографы только приветствуют, если модель приходит с подругой, разговор с которой к тому же может добавить разнообразия настроений при свободном позировании. Но, конечно, подруге приходится время от времени менять своё положение, чтобы на всех кадрах модель не смотрела в одну и ту же сторону.
26 сентября 2009 | Нет комментариев