Кожа
Само собой, кожа должна быть в порядке. Конечно, фотограф, особенно вооружённый современными компьютерными методами обработки изображений, может многое исправить, в частности качество кожи в некоторых местах, но, как я говорил, чем меньше ему придётся исправлять, тем лучше.
Кожа это орган, распределённый по всей поверхности тела, и, как любой орган, отражает состояние здоровья всего организма.
Простейшие приёмы ухода за кожей вам квалифицированно объяснят в любом косметическом салоне, но есть вещи, которых вам там не скажут, потому что привыкли работать с тем, с чем к ним приходят. Фотограф же может и отказаться, так что есть кое-что, что имеет смысл учитывать, помимо косметических приёмов.
Как я сказал, кожа это орган. И, как всякий орган, чутко отзывается на то, что вы едите. Как ни странно, многие сложности с кожей могут быть исправлены не только при помощи правильного выбора средств для ухода за кожей, но и при помощи правильного питания.
Загар
Да, загар это, в общем, красиво, и удобно фотографу хотя бы потому, что скрывает мелкие, да и не только мелкие подкожные сосуды. Но есть такая болезнь моделей, "осенняя белопопость"... Происходит она от того, что девушки, как водится, загорают в купальниках, и их загорелое тело оказывается перетянуто двумя белыми полосками.
Модель в этом случае выглядит не обнажённой, а раздетой, так как эти полоски всё время напоминают о том, что она сняла одежду. Но беда даже не столько в этом. Разницу в цвете приходится учитывать не только в сюжете (скажем, античный сюжет потребует выставить такую модель за дверь и позвать другую, с более равномерным загаром), не только в композиции (а любое изменение фактуры требует учёта в построении кадра), но даже и в экспонометрии.
При особенно контрастных полосках незагорелой кожи очень легко промахнуться мимо правильной выдержки или диафрагмы, особенно при неравномерном контрастном свете. Цифровые камеры в силу более узкого динамического диапазона ещё более увеличивают вероятность такой ошибки. Так что есть примерно четыре варианта: не загорать, загорать на натуристских, "голых" пляжах, пользоваться солярием, пользоваться дорогими купальниками, гарантированно пропускающими достаточно ультрафиолета.
Вы можете вспомнить про тональный крем, но на моей памяти ни разу не было удачного случая замазывания незагорелых частей. Загар, понимаете, неравномерен, а тоналка даёт одноцветное пятно, которое на кадре смотрится ужасно.
Даже если вы не планируете обнажённых съёмок, полезно иметь в виду, что вас могут попросить показать хотя бы спину, и что будет очень трудно и обидно отказаться, если вы получите предложение от всемирно известного мастера, Дэвида Хэмилтона, скажем, или Гленна Холланда, или Рона Оливера. Мало ли что бывает в жизни...
Волосы на теле
Вполне естественно, что на теле у человека растут волосы. В разных культурах и в разные времена к этому относились по-разному. В наше культуре и в наше время волосатые ноги не в моде, и телевидение постоянно рекламирует разнообразные небывало эффективные средства их удаления. Из опыта фотографа могу сказать, что самый неудачный из этих способов - бритьё.
Возможные порезы, раздражение, просвечивающие сквозь кожу при крупных планах подкожные части волоса, перерождение волос в щетину... Следует выбирать способы, разрушающие или удаляющие корни волос. Выбирать способы, которые дают по прошествии времени не отрастающую щетинку, а малозаметные пушковые волосы.
Поговорите с подругами, посмотрите на их ноги, не забывайте, что люди всё же все разные, и оволосение у всех тоже разное, попробуйте несколько способов и выберите самый подходящий для вас.
Интимная прическа
Если вы планируете обнажённые съёмки, хотя бы теоретически, то об интимной причёске следует задуматься задолго до этого. Волосы в генитальной области гуще и жёстче, а кожа нежнее, чем на ногах, и неудачный способ эпиляции, выбранный случайным образом накануне съёмки может просто эту съёмку испортить. Если вы привыкли к бритью, то лучше это сделать непосредственно перед съёмкой, обычно в студии найдётся, где этим заняться. Либо наоборот, если у вас не очень тёмные и быстрорастущие волосы, и если не предусмотрено крупных планов, то можно удалить лишние волосы дня за два заранее, чтобы раздражение, если оно случится, успело пройти.
Форма причёски в общем умеренно важна, если нет специальных требований фотографа. В теории она должна наличествовать, так как тёмное пятнышко между бёдер - эрогенный маркер, причём сильный. Настолько сильный, что я уже несколько лет почти всерьёз предлагаю знакомым девушкам нацепить на молнию светлых брюк кусочек меха и так пройтись по улице. И, представьте себе, никто пока не осмелился на эту шутку.
При безупречном генитальном телосложении или по требованию фотографа можно остричься налысо, благо короткие волосы вырастают достаточно быстро, но обычно причёску составляет полоска шириной два пальца, ограниченная на палец ниже естественной границы волос. Если ваши большие половые губы смыкаются, то желательно освободить от волос и их, если нет, то лучше не надо. Длинна волоса должна быть примерно 1-1,5 см. Обязательно нужно обработать все границы роста волос в промежности, чтобы они были аккуратными. Даже если ваша договорённость с фотографом не предусматривает крупных планов и откровенных поз, некоторые ракурсы и контровой свет могут сыграть с вами злую шутку, если вы будете недостаточно тщательны.
Вообще интимные причёски могут быть довольно разнообразны, но это уже несколько выходит за рамки как нужд фотографа, так и моей компетенции. Общее и обычное требование - интимная причёска должна быть, и она должна быть аккуратной.
Татуировки и пирсинг
И то и другое для модели считается дефектами кожи. Мне могут возразить: "Но ведь это же даже красиво!". Мне это не кажется красивым, не буду спорить. Возможно, даже можно встроить татуировку в композицию и сделать интересный кадр. Но второй кадр с той же самой татуировкой никому не нужен. Кроме того, съёмки часто делаются с расчётом на долгую жизнь результата. А немодные татуировка или украшение интересны только антропологам.
Родинки это, конечно же, тоже дефект кожи. Если вы планируете постоянную работу в качестве фотомодели, то от родинок вам придётся избавляться.
Недопустимые дефекты
Как я уже сказал, многое можно исправить после съёмки, на готовом кадре. Легко убрать родинку или прыщик со спины, со лба или щеки... Есть вещи, которые исправить трудно. Трудно исправлять дефекты кожи на мелких частях тела, на пальцах, особенно на пальцах ног, на носу, плохо поддаются ретуши потёртости на пятках (так что профессиональной модели придётся носить только удобную обувь). Лучше лишний час посидеть в магазине, примеряя разные туфли, чем испортить себе карьеру или хотя бы испортить фотографу съёмку. Также плохо поддаются корректировке дефекты на естественных складках тела - в локтевом или подколенном сгибе, на контрастно освещённых поверхностях с уникальным рельефом - на шее, на коленях, на ключицах и пупке. Плохо исправляются синяки и длинные царапины. Хотя, конечно, я не предполагаю, что какая-нибудь модель приобретёт подобные следы намеренно. Я знавал одну юную модель, твёрдо усвоившую, что ей падать нельзя, и имевшую идеальную кожу.
Обо всех ваших особенностях необходимо предупредить фотографа заранее, когда вы будете договариваться о съёмке.
Волосы
Волосы - богатство модели. Длинные волосы можно забрать в пучок или узел, короткие же нельзя сделать длинными. Длинные волосы прекрасно смотрятся почти в любом ракурсе, ими можно замаскировать особенности телосложения, добавить нужную тень, исправить композицию; с короткими этого сделать нельзя.
Сейчас многие девушки красят волосы во что попало, в красный, лиловый и другие ненатуральные цвета. Быть может, на улице это смотрится эффектно, но на фотографии яркий цвет сразу ограничивает возможности фотохудожника. "Выпирающее" цветовое пятно требует внимания, композицию приходится строить на его основе, а не на основе фантазии фотографа... Это неудобно.
Даже окрашивание волос в какой-нибудь близкий к натуральному цвет приводит к сложностям. Естественная окраска волос неравномерна, один волос темнее, другой светлее, это приводит к более выраженному объёму на фотографии. Крашеные же волосы такого объёма не имеют. Мелирование отчасти спасает, но не на сто процентов, текстура получается крупной, грубой, в общем, не то.
Хуже всего, если осветлённые волосы не прокрашены в корнях. Тёмная макушка на фотографии просто зияет, и никаким образом исправить это невозможно. Свет нельзя направить, потому что будет пересвечена прокрашенная часть темени, компьютерной обработкой нельзя осветлить пятно, потому что очень трудно попасть точно в цвет... В общем, модель с крашеными волосами это всегда хуже, чем первый сорт. Если уж вы считаете, что волосы вам необходимо красить, то, по крайне мере, приведите их в порядок перед съёмкой. Если вы краситесь в светлый, то подумайте, не будет ли лучше не краситься, а осветляться, при этом текстура теряется в меньшей степени.
Если же волосы у вас длинные, то приготовьтесь к тому, что фотограф будет их использовать. Захватите с собой расчёску, резинки для волос, лак или гель, если вы ими пользуетесь, заколки и ленты. Волосы всегда дают много возможностей и часто будят фантазию мастера.
Недобросовестные заказчики могут предложить вам остричь волосы, никогда этого не делайте. Остричь недолго, а отрастить очень сложно. Я довольно мало знаю случаев, когда раз остриженные длинные волосы удавалось вырастить до той же длины и качества. Даже если вам это удастся, то в течение нескольких лет, пока они будут расти, у вас будет меньше шансов с фотографами, которым нравятся длинные волосы. А таких большинство.
Ногти и кольца
Имейте в виду, что разные фотографы имеют разные вкусы, или разные требования заказчиков к формату. В одном случае могут потребоваться длинные и яркие ногти, в другом - короткие, покрытые бесцветным лаком. Обязательно уточните, что требуется фотографу, и возьмите с собой всё, чтобы можно было поменять лак.
Мне лично кажется, что проще ногти иметь короткими и по необходимости наклеивать, или, как говорят, наращивать (в продаже имеется масса вариантов), чем мучаться вопросом, остригать их по требованию фотографа или нет.
Тесные кольца имеют обыкновение оставлять следы. Если вы долго носите такое кольцо, то на пальце у вас может образоваться желобок. Следует либо не носить его, либо отнести в мастерскую растянуть, потому что такой желобок может оказаться серьёзным препятствием для хорошего крупного плана
Брови
Обычно форма бровей выбирается в соответствии с модой. Может быть, так оно и надо, но нынешняя мода в приложении к фотографии несёт одну особенность: анатомически бровь растёт на надбровной дуге, а мода заставляет девушек формировать бровь выше.
На кадре при случайном освещении надбровная дуга выпирает под внешним краем брови. Это привычно, на это мало кто обращает внимание, но это, на мой взгляд, неестественно.
Посмотрите и подумайте, не будет ли лучше (я знаю, что во многих случаях не будет, но вы всё же подумайте, так ли это в вашем случае) хотя бы приблизить форму брови к естественной. Если это не ваш случай, то полезно знать, что два несильных штриха тёмных теней, проведённые чуть ниже самого выпуклого места надбровной дуги в большинстве случаев создают впечатление на кадре, что бровь находится примерно на том месте, где ей положено быть от природы, зрительно поднимая надбровную дугу.
Обычно, конечно, это находится в компетенции визажиста и фотографа, но мало ли что...
Ресницы
Даже хорошая тушь при крупных планах не даёт ощущения естественности. Опять таки, это привычно и потому не всем заметно, но на всякий случай имейте в виду, что ресницы красят долговременным образом в любой парикмахерской..
Осанка
Одна из самых частых неприятностей у городских девушек это неправильная осанка. Я не говорю о сколиозе, его следует лечить, но имею в виду именно привычку горбиться. Она происходит чаще всего по двум причинам: высокий рост, которого девушки стесняются в школе, что приводит к привычке опускать голову, и слабость мышц спины, происходящая от малоподвижного образа жизни.
В обоих случаях самая лучшая рекомендация - спорт или танцы, а лучше и то и другое. По моим наблюдениям, очень хорошую осанку и вообще распределение мышц формирует волейбол.
Осанка гораздо более важна для фотомодели, чем это можно подумать, и не только для получения хороших снимков, но и для карьеры. Дело в том, что выпрямленная, энергичная поза с развёрнутыми плечами - признак здоровья, силы и открытости. Она привлекает, и даже не только у человека. На собачьих выставках хозяева все время зовут своих питомцев, выкликая имя, чтобы у них голова была поднята, уши и хвост торчали... А сгорбленная поза с опущенной головой - признак слабого, больного, унылого или усталого человека. Иметь с ним дело не хочется, даже на кастинге. И в том случае, если фотограф всё же выбрал для работы девушку с плохой осанкой, то она вполне может испортить ему съёмку, ведь за 3-4 часа работы, а то и больше, вполне может случиться, что и она, и он забыли о том, что девушка сутулится. И только на готовых отпечатках будет видно, что кадр испорчен.
Исправить сутулость при наличии желания не так трудно, а привлекательности хорошая, правильная осанка, прибавляет очень много.
Часто сутулому человеку кажется, что его привычная поза выглядит более естественно, а та, в которую его стремятся поставить - неудобна и выглядит преувеличенно. Могу заверить вас, что это вопрос только привычки, и, если вас сфотографировать в неудобной, выпрямленной позе, вы согласитесь, что так лучше. Что же касается неудобства, то через некоторое время старательных попыток ходить и стоять с прямой спиной, вы заметите, что нашли новое, тоже удобное положение тела.
20 сентября 2009 | Нет комментариев